Инцидент произошел из-за разрушения сварного шва трубы водостока, находящейся на чердаке девятиэтажного дома. В результате протечки была испорчена внутренняя отделка двух жилых комнат и коридора, повреждены предметы мебели и светильники, выведена из строя электропроводка. Далее мы расскажем о сложностях, возникших в ходе составления акта о заливе и во время переговоров с ЖСК «Радист-2». Покажем на примере, насколько важно указывать все повреждения в документах и подавать досудебную претензию. По итогам дела наш клиент получил 303 128,49 рублей и практически полную компенсацию расходов.
Дело № 2-3287/17 рассматривалось в Преображенском районном суде г. Москвы судьей Гасанбековой Л. Г.
14 января 2017 года вся страна отмечала праздник, но нашим клиентам было не до оливье, шампанского и салютов. Вместо того чтобы сидеть за столом, семья с тревогой наблюдали за пятнами воды, расползающимися по потолку, и пытались дозвониться до офиса ЖСК. Но на календаре была суббота, и, понятное дело, трубку никто не брал. Ситуация становилась все более опасной: от воды заискрила проводка и перегорели светильники в двух комнатах. Отцу семейства – Анатолию Александровичу – пришлось обесточить квартиру и начать искать другие варианты помощи.
Поскольку у него были не очень хорошие отношения с председателем ЖСК, Анатолий Александрович решил проконсультироваться у специалистов и позвонил нам. Наши юристы предоставили подробную информацию о порядке составления акта, вручили ему чек-лист и рассказали, на что стоит обратить пристальное внимание при осмотре. Клиент не хотел обострять и без того напряженную ситуацию с председателем, поэтому решил, что присутствие юриста при составлении акта будет лишним.
Как и следовало ожидать, комиссия по заливу появилась только в понедельник. Выяснилось, что причиной локального потопа стало повреждение сварного шва трубы водостока. В период с 8 по 14 января произошел резкий перепад температуры (от -29 градусов до -1 градуса). Находившаяся в трубе вода сначала замерзла и при расширении разорвала шов, а затем растаяла и протекла сквозь межэтажные перекрытия.
Комиссия перечислила обнаруженные протечки, но отказалась включать в акт поврежденную мебель. Проинструктированный нами Анатолий Александрович внес дополнения от руки и поставил свою подпись. Но, к сожалению, он упустил очень важный нюанс – необходимо было перечислить предметы мебели и точно описать полученные повреждения. Но в акте было указано, что «в комнате площадью 11,7 метров в результате протечки пострадала мебель». Это создало определенные сложности в ход судебного разбирательства, но не будем забегать вперед.
Поначалу Анатолий Александрович не хотел доводить дело до суда. Ему было достаточно получить компенсацию за испорченную отделку и сделать на эти деньги ремонт. Для этого необходимо было оценить нанесенный ущерб – за этим он и обратился в нашу компанию. Речь шла о самом недорогом варианте экспертизы – составлении сметы. Была назначена дата оценки квартиры, направлена телеграмма в ЖСК «Радист-2». В назначенный день председатель управляющей компании пришла на осмотр, но достичь консенсуса не получилось. Эксперт заметил, что в первичный акт не внесли часть повреждений. А наш клиент, в свою очередь, настоял на составлении дополнительного акта.
Обстановка накалялась все сильнее. Анатолию Александровичу удалось настоять на повторном осмотре квартиры управляющей компанией, но и те не остались в долгу. Председатель ЖСК дотошно проверила жилье и внесла в акт все детали несогласованной перепланировки. Во время ремонта были перестелены полы в кухне и коридоре, была оформилена арка вместо межкомнатной двери, перенесён полотенцесушитель в ванной и демонтирован технический шкаф. В ход пошли скрытые намеки на то, что хорошо бы решить вопрос мирно. Иначе акт окажется в Мосжилинспекции, а Анатолий Александрович выплатит немаленький штраф. Становилось ясно, что договориться не получится.
На следующую консультацию Анатолий Александрович пришел в растерянности. С одной стороны, ему не хотелось перекраивать бюджет, чтобы выделить деньги на ремонт. А жить в квартире с поврежденной проводкой было попросту опасно. С другой стороны, председатель ЖСК была весьма убедительна в своих угрозах. Наши юристы изучили проведенную планировку и объяснили клиенту, что изменения не ухудшают техническое состояние дома и не оказывают негативного влияния на несущие конструкции.
Небольшой штраф и узаконивание перепланировки – максимум, что грозило нашему клиенту, если бы управляющая компания пожаловалась в Мосжилинспекцию. Конечно, на это потребовалось бы время и деньги. Но затраты на штраф были бы несоизмеримы с расходами на ремонт. А перепланировку все равно пришлось бы регистрировать, например, при продаже квартиры.
После долгих обсуждений и оценки всех вариантов было принято решение действовать по следующей схеме:Подача досудебной претензии убивает двух зайцев сразу. Во-первых, она дает возможность на мирное решение вопроса. Клиент экономит время, а управляющая компания – деньги (как правило, через суд приходится платить больше). Во-вторых, мы соблюдаем порядок, предусмотренный законом «О защите прав потребителей». Если поставщик услуг не реагирует на претензию потребителя, последний может получить дополнительную компенсацию в размере 50% от присужденной суммы.
Поскольку Анатолий Александрович согласился с предложенным алгоритмом, нам оставалось только определиться с формой сотрудничества. Большинство наших клиентов выбирает дистанционный порядок взаимодействия. Всеми делами занимается наш юрист, а клиенты ведут свой обычный образ жизни. Приезжать в офис, тратить время на сборы документов и переговоры с другой стороной не нужно. Эти вопросы закрывает наш представитель. Еще одно преимущество такого формата кроется в отсутствии негативных эмоций. Общение с представителями коммунальных служб требует определенной выдержки, и далеко не каждый способен сохранять спокойствие. Анатолий Александрович также счел этот вариант наиболее подходящим.
Мы провели экспертизу, вывели сумму ущерба и составили официальную претензию. От ЖСК «Радист-2» мы хотели получить:Уже на этом этапе мы столкнулись с ожесточенным сопротивлением ЖСК. Зная о серьезных штрафах за отказ от добровольной выплаты, председатель отказалась принимать претензию под расписку. Но это никак не повлияло на ситуацию. По закону этот документ можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении, что и было сделано.
Пока шла подготовка и отправка документов, у нашего клиента на потолке появилась плесень. Мало того, 27 января 2017 года на чердаке протекла канализационная труба, в результат чего в квартире Сапроновых затопило санузел. Представители ЖСК никак не отреагировали ни на эти события, ни на претензию. Поэтому нам оставалось сделать следующий шаг – подать иск в суд.
Но представители ЖСК не собирались сдаваться без боя. В суд они принесли договор, заключенный со сторонней фирмой. Согласно этому документу, эксплуатацией многоквартирного дома занимается ГБУ «Жилищник района Гольяново», поэтому управляющая компания якобы являлась ненадлежащим ответчиком. Предъявление договора несколько затянуло судебное разбирательство, но и сыграло нам на руку. Представители ЖСК были полностью уверены в своей правоте, поэтому не стали оспаривать результаты независимой экспертизы.
Наши юристы тщательно изучили предоставленный договор и выяснили, что ГБУ «Жилищник района Гольяново» должен был оказывать услуги по аварийно-техническому обслуживанию коммуникаций. Это означает, что компания обязана реагировать только на аварийные заявки, а ответственность за ненадлежащее содержание инженерных коммуникаций несёт ЖСК. Помимо этого, жители многоквартирного дома оплачивают жилищно-коммунальные услуги ЖСК «Радист-2», поэтому он защищены Законом о защите прав потребителей. Вопросы с субподрядчиками должны решать представители ЖСК, а уж никак не наш клиент. Суд занял такую же позицию, так что вина ответчика была доказана.
Другим спорным вопросом в суде стала поврежденная в результате залива мебель. Как мы упоминали выше, ее перечень не был указан в акте. Повреждения были описаны только независимой экспертизой. К сожалению, суд не учел данные оценки, и убрал компенсацию за мебель из общей суммы. Пропорционально этому снизилась выплата за экспертизу и оформление доверенности.
Итоговые суммы выглядели следующим образом:Помимо этого, ответчик оплатил госпошлину в размере 5200 рублей, эта сумма ушла в бюджет г. Москвы. Решение суда можно было бы оспорить в вышестоящей инстанции – шансы на выигрыш мы оценивали как средние. Но клиент решил оставить все, как есть. Дело и так затянулось (решение суда было вынесено 28 июня 2017 года), а Анатолий Александрович хотел быстрее получить деньги и сделать наконец-то ремонт.
К сожалению, присужденная сумма была выплачена только в конце 2017 года. Через месяц после вынесения решения управляющая компания подала краткую (предварительную) апелляционную жалобу, которая была оставлена судом без движения до 5 октября 2017 года. До этой даты представители ЖСК «Радист-2» должны были подать мотивированную жалобу, в противном случае краткая жалоба возвращается заявителю, а решение суда первой инстанции вступает в силу.
Наша компания ведет каждое дело до момента получения денег клиентом. Поэтому мы держали ситуацию под контролем и запросили исполнительный лист, как только подошел срок возврата жалобы.
Исковые требования | Просили | Взыскано | Примечание |
---|---|---|---|
Ущерб внутренней отделке и имуществу | 250 000 руб. | 200 000 руб. | Из оценки убрали поврежденную мебель |
Расходы на экспертизу | 13 000 руб. | 10 500 руб. | Компенсацию расходов рассчитали в процентном соотношении (80% от суммы ущерба). |
Расходы на юристов | 40 000 руб. | 25 000 руб. | Суды снижают расходы на услуги представителя - это стандартная судебная практика по делам о заливах. |
Расходы на нотариуса | 1 600 руб. | 1 300 руб. | Компенсацию расходов рассчитали в процентном соотношении (80% от суммы ущерба). |
Моральный вред | 50 000 руб. | 2000 руб. | В России нет практики полного возмещения морального вреда. |
Штраф в пользу клиента | 125 000 руб. | 101 000 руб. | Штраф уменьшился, поскольку снизился размер компенсации ущерба. |