Дело о сильном заливе квартиры в новостройке соседями сверху. В результате разрыва полипропиленовой муфты протекла подводка полотенцесушителя, из-за чего пострадала внутренняя отделка помещений и значительная часть мебели. Ответственность владельцев верхней квартиры была застрахована, но сумму ущерба пришлось взыскивать через суд. В кейсе мы расскажем о стандартных уловках СК и типичных бюрократических сложностях, с которыми нам пришлось столкнуться в процессе досудебного и судебного разбирательства. В итоге наш клиент получил 505 000 рублей по решению суда и 400 000 рублей от страховой компании (выплачены в процессе досудебного разбирательства).
Гражданское дело № 02-4124/2017 рассматривалось в Нагатинском районном суде г. Москвы председательствующим федеральным судьей Клинцовой И.В.
Переезд в новую квартиру – событие хлопотное, но очень радостное. Особенно если жилье находится в хорошем районе и в добротном, только что сданном доме. Новое окружение, новые люди, новые перспективы… Даже перманентный ремонт, без которого в новостройках никуда, не отражается на позитивном настрое. Но, как выяснилось, народные умельцы могут испортить не только настроение, но и свежую отделку квартиры. Нашему клиенту пришлось убедиться в этом на собственном опыте. Свежеотремонтированную квартиру Александра Александровича залили соседи. По всей видимости, они решили сэкономить, самостоятельно поменяв подводку и полотенцесушитель в ванной. В марте 2017 года оборудование не выдержало напора, полипропиленовая муфта треснула, и горячая вода полилась на пол. Межэтажные перекрытия в панельных домах не отличаются большой толщиной и герметичностью, поэтому вода очень быстро протекла сквозь них и залила несколько квартир, расположенных ниже. Первым на пути потока оказалось жилье Александра Александровича.
Оно и пострадало больше всего. В комнатах, на кухне, в коридоре, ванной и туалете был поврежден навесной потолок. Ламинат вздулся на стыках, обои отошли от стен, дверные блоки разбухли и перестали закрываться, от влаги расслоился шпон. Местами вышло из строя верхнее освещение. Досталось и мебели, причем список получился внушительным:Поскольку мебель была изготовлена из ДСП, восстановить ее не представлялось возможным. Даже на первый взгляд было ясно, что траты предстоят немалые. Радовало то, что ответственность соседей оказалась застрахована. Но вели они себя очень странно, конкретных сумм не называли и помогать не рвались. Поэтому Александр Александрович решил основательно изучить вопрос и возможные варианты исхода ситуации. Так он оказался на нашем сайте.
Пострадавшие редко уделяют должное внимание оформлению акта о заливе. Некоторые владельцы квартир надеются на добропорядочность и профессионализм представителей управляющей компании, другие – не могут сориентироваться под воздействием стресса и переживаний. Да и надежда на русский авось неискоренима: ведь документ можно в любое время дополнить или переделать, правда? К сожалению, это убеждение приводит к большим проблемам при взыскании ущерба.
Так, страховые компании требуют, чтобы в акте о заливе были обязательно указаны причины и виновники происшествия, прописаны все повреждения. Помимо этого, в СК нужно предъявить выписку из аварийного журнала, фотографии и/или видеозаписи. Чем обстоятельнее составлен акт о заливе и чем больше доказательств вы соберете, тем больше шансы получить компенсацию (подробнее об этом смотрите в нашем видео «Как получить правильный акт о заливе»).
Александр Александрович тщательно изучил инструкции на нашем сайте и хорошо подготовился к визиту комиссии из управляющей компании. Мужчина самостоятельно составил акт о заливе, подробно описав все повреждения (отделку и мебель) и приложив фотографии квартиры. Представителям УК оставалось только проверить факты и поставить свои подписи. Что и было сделано.
После этого Александру Александровичу было необходимо собрать пакет документов и обратиться за страховым возмещением в СК соседей сверху. Поскольку ущерб был значительным, а сумма обещала быть существенной, он решил для начала проконсультироваться с юристами. Выбор был сделан очень быстро: мужчине пришлась по душе доступная подача материала на сайте, поэтому он обратился за помощью именно к нам.
Для нас это было далеко не первое дело, связанное со страховыми возмещениями. При первом рассмотрении оно казалось стандартным: соседи не отрицали свою вину и обещали предъявить страховой полис, клиенту удалось получить практически идеальный акт о заливе, происшествие было зафиксировано в аварийном журнале.
Поэтому мы предложили классическую схему работы:Обычно страховые компании «мурыжат» клиентов невероятными требованиями о дополнительных документах, которые не предусмотрены условиями договора. На их подготовку уходит много сил и времени, а некоторые справки еще и выдаются с ограниченным сроком действия. Не успеешь собрать пакет бумаг вовремя, и все приходится начинать заново. Но мы включились в процесс с самого начала и твердо знали, какие именно документы нужны и достаточны для подачи заявления. Уже 27 марта (всего через 10 дней после составления акта о заливе) наш клиент обратился в страховую компанию. Однако его заявление не стали рассматривать. Никаких комментариев со стороны СК не поступало, что было вполне ожидаемо.
Мы перешли к следующему шагу – провели экспертизу, которая оценила ущерб внутренней отделки и мебели в 863 000 рублей. Стоимость проведения независимой оценки составила 14 000 рублей.
Как показывает практика, связанные со страховыми компаниями дела изобилуют неожиданными поворотами. Поэтому мы всегда уделяем внимание мельчайшим нюансам и прорабатываем несколько вариантов одновременно. В ситуации с нашим клиентом возникли довольно щекотливые обстоятельства. С самого начала общения соседи сверху вели двойную игру: они не отказывались от выплаты компенсации, но всеми силами затягивали процесс. Например, они долго не хотели предоставить копию полиса, а когда прислали документ, он оказался нечитаемым.
Наш клиент, со своей стороны, не хотел портить отношения с соседями. Александр Александрович был настроен на мирное урегулирование вопроса, но мы убедили его, что официальный путь будет более эффективным и позволит быстро прояснить все намерения. Сумма страхового возмещения по полису составляла всего 400 000 рублей, что более чем в два раза меньше размера ущерба, поэтому мы решили подавать письменную претензию и страховой компании (на 400 000 рублей), и соседям (на 463 000 рублей). На тот момент другого пути получить полную компенсацию не было. Мы направили письмо двум ответчикам, но никакой реакции не дождались. Следующим этапом стал суд.
Принятие наших аргументов в пользу быстрого обращения за актом о заливе, в страховую компанию и в суд дали свои плоды. Нашему клиенту удалось первому «досуха вычерпать» страховой лимит. Вероятнее всего другие пострадавшие расстроятся, узнав, что упустили свой шанс на компенсацию в результате долгого раскачивания и надежды на обещания виновников «вот-вот» все урегулировать.
Данное дело оказалось не простым, так как ответчики почти на каждом заседании меняли обстоятельства дела, требовалось быстро реагировать на ходы сторон, чтобы не затягивать дело:Кроме того, мы старались не пускать дело на самотек и максимально содействовали суду – помогали уведомлять стороны о заседаниях, направляли различные запросы и доставляли в суд ответы на них. К сожалению, назначенная судом экспертная организация слишком долго готовила оценку, в результате пришлось подавать жалобу, чтобы ускорить процесс.
В результате всех усилий дело было закрыто за четыре заседания. Но трудности ждали и на этапе получения решения и денег. Суд допустил ошибку в решении – неправильно указал отчество нашего клиента. Оплошность нужно было устранять отдельным заявлением с получением определения. В исполнительный лист также закралась ошибка – это еще одно заявление. На корректировки ушло дополнительное время, но мы всегда доводим дело до получения денег клиентом. Наша работа не заканчивается решением суда.
Это дело изобиловало неожиданностями – как приятными, так и не очень. К первым можно отнести тот факт, что суд взыскал компенсацию по двум страховым полисам. В результате нашему клиенту не пришлось проверять, как сработают приставы в отношении соседа. Минусом можно назвать то, что суд снизил неустойку и штраф по закону «О защите прав потребителей» по статье 333 ГК РФ (несоразмерные требования). Но в общем итоге мы получили ту сумму, на которую рассчитывали изначально. По досудебной претензии мы требовали 877 000 рублей (863 000 рублей – ущерб, 14 000 рублей – стоимость независимой оценки). В результате суммарно получили 906 515, 13 рублей (400 000 рублей выплатила страховая по одному из полисов, 506 515,13 рублей – по решению суда).
Исковые требования | Просили | Взыскано | Примечание |
---|---|---|---|
Ущерб внутренней отделке и мебели | 863 000 руб. | 388 000 руб. | Взыскано на основании результата судебной экспертизы (788 000 руб.) за вычетом оплаченной в процессе суда страховой выплаты 400 000 руб. |
Расходы на независимую экспертизу | 14 000 руб. | 14 000 руб. | Взыскано полностью, несмотря на то, что судом была назначена повторная оценка. |
Юридические услуги | 50 000 руб. | 25 000 руб. | Взыскано 50% (стандартная практика). |
Расходы на нотариуса | 1 600 руб. | 1 600 руб. | Взыскано полностью. |
Моральный вред | 100 000 руб. | 10 000 руб. | В РФ пока нет практики нормальной компенсации морального вреда. Эти требования считаются излишними, суммы всегда занижаются. |
Штраф по закону «О защите прав потребителей» | 50% от взысканной суммы | 50 000 руб. | Снижен судом по причине несоразмерности требований (статья 333 ГК РФ). |
Государственная пошлина | 7 830 руб. | 7 830 руб. | Взыскано полностью. |
Неустойка | 16 200 руб. | 10 000 руб. | Снижена судом по причине несоразмерности требований (статья 333 ГК РФ). |